Аслан Кодзоев

Как воспитать ребенка самостоятельным, целеустремленным, достойным человеком? Вряд ли на этот вопрос можно ответить однозначно, но есть люди, которые состоялись сами и растят своих детей, как настоящих героев. Аслан Кодзоев делится с нашими читателями принципами воспитания, принятыми в его семье, и рассказывает, как он сам старается максимально раскрыть потенциал в своих детях.

Об основополагающих моментах воспитания

В нашей семье их основных принципов воспитания не так уж и много, всего четыре: собственный пример, обязательное общение и совместное времяпровождение, дисциплина и понятная ребенку воспитательная система взысканий. У нас есть определенные установленные правила и распределение ролей, как у взрослых, так и у детей. Есть определенные задачи, которые дети должны выполнять. Для каждого возраста эти обязанности свои, и мы с супругой оба за этим следим. Старший, например, ему 10 лет, сейчас уже совершает молитву, как предписано, читает Коран, изучает арабский и английский языки. Это серьезный возраст. В этом возрасте, если упустишь ребенка, потом уже можно не восполнить пробелы ни в воспитании, ни в отношениях с ним. Должно быть твердое родительское слово, которое ребенок воспринимает. У нас жестко определено, если отец сказал – это закон. Но для гармоничного развития важны оба родителя. Это должен быть единый союз с общими целями и принципами. В нашей семье учебой, бытовыми вопросами – например, порядком в комнате или питанием - ими занимается жена, и она спуску не дает. А вот тренировки, ориентиры мужского поведения закладываю я.

О ценностях

Для воспитания мужского характера использую разные инструменты. Например, беру с собой старшего сына на встречи со своими друзьями. Он видит и впитывает, как мы общаемся, как мои друзья относятся ко мне, проникается нашим братством, нашим отношением друг к другу. И этот пример – один из лучших, который закладывает в него такие ценности, как честь и достоинство, твердое слово, умение отвечать за свои поступки, надежность и преданность. Вообще, мы много разговариваем о дружбе, о том, что друзей нельзя предавать и оставлять наедине с проблемой. Я стараюсь привить уважение к старшим, внимательное отношение к членам семьи – например, напоминаю ему о том, чтобы он позвонил своему дедушке, справился о его здоровье. И опять-таки, ребенок на моем примере видит, как надо относиться к старшему поколению. Он видит, как я общаюсь с его дедушкой, видит такой же пример со стороны матери, и это коррелирует с тем, что я ему доношу устно, поэтому он принимает и запоминает эту позицию. Это преемственность, это семейные традиции, которые у нас очень сильны.

О наказаниях и балансе

Должны ли родители быть строгими? В какой-то мере да – ровно настолько, чтобы поддерживать дисциплину. У нас прозрачная система наказаний или, скорее, воздействий. Оба мальчика ее понимают, они знают, какие проступки чем чреваты. Из мер воздействий мы используем, например, отжимания или чтение вслух на протяжении определенного времени. И это должен быть обязательно системный процесс. Дети, если почувствуют, что они могут управлять взрослыми, потом сами станут неуправляемыми, и их уже не остановить. Даже в мелочах – например, шоколад всегда можно было есть, а теперь нельзя. Почему? Нелогично. Это постоянная работа и поиск баланса между строгостью и мягкостью, добротой – и надо быть очень внимательными, чтобы не переборщить. Мы проходили это со старшим ребенком и вовремя обнаружили, что не всегда жесткость в воспитании, ограничения могут привести к хорошим результатам.

О развитии целеустремленности

Индивидуальный подход, кстати, очень важный момент. Что хорошо для одного, может совершенно не подойти для другого. Каждый ребенок уникален. Это очень важно видеть для воспитания в ребенке воли, целеустремленности вместе со справедливостью и честностью. Кто-то хочет быть известным и сильным, новым Гагариным, а другому это вообще неинтересно. Родитель должен знать ориентиры ребенка, к которым он стремится. Например, видит малыш по телевизору известного спортсмена, бизнесмена, восхищается им – важно обратить его внимание на то, что чтобы достичь такого высокого уровня и такого статуса, этот человек посвящал и продолжает посвящать огромное время тренировкам, учебе, развитию и работе над собой. С луны это все не падает. И начинаешь обсуждать эту тему с ребенком. Начинаешь его настраивать на то, что чтобы добиться результатов, надо к этому постоянно стремиться, постоянно работать над собой, постоянно трудиться.

О собственном примере

Но самое действенное всегда и в любом случае – это свой пример. Все-таки, для детей, как правило, их родители – это первый и главный ориентир. Общение со своим ребенком, передача ему своего опыта и настраивание его на успех – это непреложный процесс, который будет длиться на протяжение всей жизни. Старшего я немного упустил, потому что когда ему было 3-4 года, должен был много ездить, а в этом возрасте как раз закладывается фундамент отношений отца и сына. Может, поэтому сейчас он чаще за советом обращается к маме, а не ко мне. Но может, еще просто не наступило время тех вопросов, которые можно обсудить только с отцом, потому что на “мужские” темы мы говорим много и открыто.

О самостоятельности и летнем лагере

В прошлом году летом мы впервые отправили нашего старшего в спортивный лагерь в Анапу. Долго думали, отправлять, не отправлять, вроде немного еще лет, страшно, опасно… А потом решили – что его, охранять от жизни? Привязать дома? От всех опасностей не отгородишь, всю жизнь за руку водить не будешь. Пускай едет! Приобретет навыки самостоятельности, избавится от страхов. Детский лагерь, на мой взгляд, прекрасная профилактика инфантильности во взрослом возрасте. Чтобы не вырос двадцатилетний болван, который без папы и мамы ничего решить не может.