Рачевский Ефим Лазаревич
Правило «трех С» успешного человека - Самостоятельность, Свободный выбор, Способность принимать решения.
Классики хором утверждают, что человека определяют его поступки. Но откуда у ребенка может возникнуть понимание, что все зависит только от него, если все решения за него принимает мама? О человеческих качествах, актуальных во все эпохи и при всех исторических событиях, и о том, как их воспитать, мы побеседовали с человеком, посвятившим всю свою жизнь образованию и работе с детьми – директором Центра образования «Царицыно» № 548 г. Москвы, народным учителем России Рачевским Ефимом Лазаревичем.
О главных проблемах воспитания.
Привить ребенку самостоятельность, способность осуществлять выбор – на мой взгляд, это самое сложное. Конечно, родителям гораздо проще и чище, например, накормить малыша самим. И они часто идут по пути наименьшего сопротивления, забывая, что именно добровольное приложение сил и терпения помогает ребенку научиться держать ложку и донести еду до рта. И главное, что, привыкнув питаться пассивно, с возрастом маленькому человеку будет все сложнее развивать этот навык. И так во всем.
После родители жалуются на то, что их ребенок проявляет инфантилизм, и, как правило, не связывают это с тем, что с младых ногтей всегда делали выбор за него. Ребенка не спрашивают, пойдет он в эту школу или не пойдет, принимают решение за него. Его не спрашивают, какой иностранный язык он будет изучать – французский, английский, китайский. Иногда даже не спрашивают, какую профессию он хочет получить, с кем создать семью. За него делают выбор. О каких зрелых поступках мы можем говорить?
Помимо этого, в воспитании детей точно надо избегать гиперопеки, лишающей самостоятельности, и лжи. Что касается последнего, приведу пример. Мама говорит ребенку о вреде соцсетей, а сама не расстается с гаджетом ни на минуту – это ложь и двойные стандарты. А дети очень тонко чувствуют ложь. И раз такой важный человек, как родитель, позволяет себе обман, значит, в этом нет ничего предосудительного.
О воспитании трудом и об ответственности.
Есть некое универсальное направление воспитания, которое дает колоссальные результаты. Это труд, это осознанный труд. Причем не просто труд, где склеивать что-то надо, а труд, за который ты получаешь вознаграждение в виде заработной платы. Когда-то были трудовые лагеря, ребята летом выезжали на сбор урожая, еще куда-нибудь, и возвращались уже другие. Это самая блестящая форма воспитания. Не слушание, не игрища, а именно делание – это самый эффективный способ, развивающий и самостоятельность, и ответственность, и способность принимать решения.
Приведу пример из жизни. В 1991 году к нашим школьникам по программе обмена приехали их сверстники из Калифорнии. Тогда еще были валютные магазины «Березка», куда ребят и отвели. И я смотрю, один рыжий парень лет 13-ти аж вспотел, выбирая между кока-колой за 36 центов и за 32 цента. Ему хотелось за 36, но он деньги посчитал и купил за 32. Я его потом спрашиваю, кто его родители. Отвечает – адвокаты в Сан-Франциско. Это значит, очень обеспеченная семья, годовой доход не один миллион долларов. Но оказывается, чтобы поехать к нам в СССР, он сам зарабатывал деньги. Колол дрова в течение года. И получил ту сумму, которую семья потратила бы, если наняла стороннего работника. Затем наши ребята в ответ поехали в Калифорнию. Они не раздумывая покупали кока-колу по 36 центов, потому что их обеспечивали родители, для этих детей деньги не ассоциировались с собственным трудом.
Об иллюзии особых подходов к воспитанию современных детей.
Мозг ребенка Древнего Рима ничем не отличался от мозга ребенка современного. Никаких отличий. Но есть отличия в среде. Поэтому, например, не стоит противиться появлению у ребенка гаджетов. Это не неприятельская армия по захвату мозгов, это всего-навсего инструмент по удовлетворению естественной детской любознательности. Но предложите ребенку захватывающее занятие – и вы удивитесь его приоритетам. Как правило, дети, увлеченные спортом, авиамоделированием, робототехникой или еще чем-то, гораздо реже сидят в гаджетах. Ведь погружение в гаджеты – это детская попытка заполнить имеющийся вакуум неудовлетворенного интереса.
Вообще без удовлетворения любознательности воспитывать самостоятельность и способность принимать решения невозможно. И саму любознательность надо культивировать, а родители должны активно в этом участвовать. Сложно найти семиклассника, который бы бегал за учителем и требовал объяснить закон Ома для замкнутой цепи. Потому что когда он приходит домой, родители его спрашивают «Что ты по физике получил?», а не «Что там у тебя с законом Ома?». Получается, оценки важнее, хотя это не так.
О значимости собственного опыта.
Способность принимать решения закладывается с раннего детства. Взрослый человек сможет совершить верный выбор только в том случае, если еще ребенком прошел по пути проб и собственных ошибок. Не слепо доверяя тому, что ему скажут, а убеждаясь на своем опыте. Именно погружаясь в реальную ситуацию, в которой нужно принимать решение, человек, какого бы возраста он ни был, получает бесценные знания и опыт, которые с успехом сможет применять в будущем. Например, ребенок, который потрогал пламя свечи, точно запомнит, что это больно и опасно. И точно также воспитание в контексте общечеловеческой культуры, устанавливающей морально-этические нормы, что можно, а что нельзя – тоже лучше усваивается эмпирическим путем. В самостоятельность, свободный выбор и способность принимать решения укладывается вообще вся философия воспитания. Это три базовых кирпичика, благодаря которым развиваются качества успешного человека, как, например, целеустремленность или умение находить общий язык; на которых выстраиваются даже такие тонкие материи, как трудолюбие, любовь к ближнему, любовь к Родине.