Почему мы не селим близких друзей/родственников в один номер?

В лагере ГЕРОИ мы настаиваем на невозможности разместить в одном номере братьев, сестер, старых друзей, одноклассников.

Если дети разного возраста – они уже естественным образом попадут в разные отряды, но это не основная причина.

Это принципиальная позиция создателей программы ГЕРОИ, продиктованная психолого-педагогическими основаниями.

Давайте их рассмотрим.

1. Зона комфорта не дает развивать самостоятельность

Да, эта фраза уже многим набила оскомину, но стоит признать: создавая «вакуумную среду» подросткам, мы оказываем им медвежью услугу.

Представим, что двоих детей, которые видят друг друга 360 дней в году, в военно-спортивном лагере снова селят вместе. Что происходит?

  • Дети лишены возможности приобрести необходимые для взрослой жизни навыки социализации.
  • Ребята ограничены в общении, хотя им необходим опыт взаимодействия с «чужим» и «другим».
  • Дети не учатся договариваться, организовывать пространство, выстраивать границы и решать хотя бы минимальные — где чья полка — конфликты.

Мы сами лишаем подростков возможности отработать навыки самостоятельной жизни, а через пару лет будем жаловаться на «не подготовленного к реальности ребенка».

2. Привычное взаимодействие замыкает среду

Второй ключевой момент — это дисциплина. Не путать с муштрой, которой у нас нет и никогда не будет.

Близко знакомые дети, попадая в незнакомую среду, замываются друг на друге, не позволяя друг другу интегрироваться в новое сообщество.

Отсутствие интеграции ведет к нарушению распорядка, невосприимчивости к программе.

Особенно это важно для первого посещения лагеря.

Пусть друг будет! Это, конечно же, облегчит вхождения ребенка в новую среду. Но будет в другой комнате или другом отряде, чтобы взаимодействие было близким, но на общих правилах.

3. Разделение увеличивает, а не уменьшает, связь

Знакомые до лагеря дети, которые проживают смену вместе, не имеют возможности пережить разный опыт. Как супруги, которые работают на одном месте и не имеют отдельных увлечений.

Таким ребятам просто нечем делиться друг с другом, они не рефлексируют, им не нужно формулировать «новости» и переживания.

Наши успешные многолетние практики показывают, что братья из разных взводов, встретившись в коридоре, общаются друг с другом куда более активно, чем в момент приезда.

Ребенку нужна не только пища для размышлений — события, но и новое пространство для их осмысления.