Интервью с Сергеем Гуровым, основателем проекта ГЕРОИ
В мае ГЕРОИ провели всероссийский онлайн-марафон «Военкор Победы», в котором приняли участие школьники, интересующиеся журналистикой и историей России. В рамках конкурса ребята попробовали свои силы в творческих заданиях, посвященных событиям и героям Великой Отечественной войны. Сергей Гуров, основатель проекта ГЕРОИ, одного из организаторов марафона, рассказал, как спортивные и интеллектуальные занятия развивают необходимые навыки детей. Марафон проходит совместно с Фондом Яны Поплавской, Школой Героев и Группой компаний «Просвещение» при поддержке Агентства стратегических инициатив и технологического партнера – 3data.
– Военно-спортивные программы, в которых принимают участие дети и взрослые в рамках ГЕРОЕВ, сочетают активные задания с интеллектуальными играми и квестами. Почему так важно объединять эти активности?
Мы действительно работаем на стыке жанров. Мы пошли нестандартным путем, разработав для юных участников программу развития эмоционального интеллекта через прикладные, военно-спортивные занятия, и значительно преуспели в этом направлении. Когда дети, например, впервые в жизни надевают альпинистские страховочные системы и покоряют свою первую вершину, мы в процессе отрабатываем с ними такие навыки, как ответственность, кооперация, критическое мышление, коммуникация. Наша команда хороша тем, что все мы – из совершенно разных сфер: я – ветеран спецназа, мои коллеги – профессионалы в социальной области, образовании, а наши инструкторы – легендарные спасатели и альпинисты. Стыковка такого полярного опыта, навыков и мнений позволяет нам создавать эффективные а, главное, всесторонние программы развития для детей. Сейчас проект вырос. Это уже целая воспитательная экосистема, включающая летние лагеря, программы развития личности, профориентацию, информационную платформу и даже патриотическое воспитание, потому что человек должен знать родную историю, ценить свои истоки, гордиться великим наследием. Мы всесторонне поддерживаем и родителей, вовлекая их в наши проекты, реализуя программы обучения и консультирования. Они становятся настоящими наставниками для своих детей.
– А каков ваш личный подход, как основателя, к воспитанию детей и подростков?
Я уверен, что человек по-настоящему развивается в трех параметрах: события, примеры и поступки. Специализированные мероприятия и сборы на базе альпинизма, горного туризма, работа в команде со спасателями, альпинистами, ветеранами спецназа позволяют совершать действительно важные поступки, преодолевая себя и обстоятельства. Таким образом подросток повышает самооценку, развивая экологическую амбициозность в планировании своих целей и реализации запланированного, учится верить в свои силы, работать в команде, помогать и принимать помощь команды.
– В условиях изоляции насколько сложно поддерживать такую концепцию?
Отнюдь не сложно. Прямо сейчас мы проводим онлайн-марафон «Военкор Победы», посвященный 75-летию со дня окончания Великой Отечественной войны. Как раз в этом марафоне мы объединили наши подходы: во-первых, привлекли внимание подростков к событиям Великой Отечественной войны и к тем немногим, кому обязаны многие. А во-вторых, добились более глубокого погружения в историю через современные каналы, доступные и, на наш, взгляд, интересные для современных детей, в том числе соцсети и онлайн-приложения. В-третьих, мы подключили опытных наставников – журналистов, актеров и даже анимационных режиссеров. В рамках марафона они учат ребят разбираться в информации (что является важнейшей современной компетенцией), доносить свои мысли и идеи через разные каналы, общаться с разными поколениями, самовыражаться, критически мыслить. Это навыки будущего, которые помогут детям успешно реализоваться, независимо от профессии. Кстати, участникам есть за что побороться. Поверьте, оно того стоит, ведь ребята соревнуются за возможность принять участие в съемках нашего сериала «Россия глазами детей», с помощью которого мы хотим представить страну, ее историю, культуру, природные красоты и богатства глазами детей.
– Зачем подростку нужна прикладная и военно-спортивная часть, если, например, он хочет стать дизайнером или IT специалистом?
Это события и поступки, которые влияют на развитие уверенности и морально-волевых качеств. Два самых важных качества, которые дают спорт, военно-прикладные и экстремальные дисциплины – это самодисциплина и гармоничное развитие психологических и физических качеств. Они важны как дизайнеру, так и военному.
– Отличаются ли подходы в воспитании современных детей от прошлых поколений?
Конечно. У сегодняшних детей другая скорость и другой объем входящей информации. Другие моральные нормы и правила. Цифровая среда очень сильно изменила восприятие предметов, объектов и процессов. Это не плохо и не хорошо. Мы не зря говорим про навыки и компетенции будущего, в числе которых цифровое лидерство. Для современных детей важны новые, гибридные подходы, учитывающие традиции прошлого и тренды будущего.
– Что, на Ваш взгляд, входит в топ-3 рекомендаций для родителей о том, как воспитать уверенного человека?
Первое: важно погружать ребенка в череду событий, поступков и примеров. Второе: внимательно слушать ребенка и общаться с ним, заинтересовывать и давать возможность применять полученную информацию на практике. Третье: не рафинировать его жизненное пространство, не перегружать гиперопекой. Важно давать детям возможность управляемо преодолевать различные ситуации максимально самостоятельно. К слову, в период изоляции мы проводим прямые эфиры для родителей с психологом «Поздняя чашка кофе для себя», где каждую субботу говорим на важные темы, в том числе про эмоциональную устойчивость, границы и ресурсы взрослых.
Правила участия в онлайн-марафоне «Военкор Победы» доступны по ссылке проекта ГЕРОИ и на сайте ГК «Просвещение». Официальный сайт проекта ГЕРОИ: www.heroestime.ru, www.heroescamp.ru