Как помочь подростку сделать осознанный выбор своего будущего?
Многие подростки при ответе на вопрос «Что дает работа?» отвечают: «Конечно же, деньги». При этом мало кто представляет, что профессиональная деятельность может приносить удовольствие, раскрывать и обогащать потенциал человека.
На открытом лектории, организованном проектами ГЕРОИ и «Родительский университет: PRO-родители» ГК «Просвещение» при поддержке Фонда Яны Поплавской, психолог-профориентолог Мария Косинец рассказала, как взрослые могут помочь ребенку ориентироваться в мире профессий, и почему иногда не нужно вмешиваться, даже если очень хочется.
Что значит осознанный выбор?
У ребенка, который определил, какое направление его интересует, позитивные установки относительно мира труда — от взрослых людей он уяснил, что зарплата далеко не единственная причина, по которой стоит получать образование и устраиваться на работу. Потому что работа — это площадка для самореализации, удовольствие, деятельность, которая интересна. Но есть и обратные ситуации, когда подросток видит перед собой негативный пример — изможденных родителей, уставших от бесконечной работы и заваленных ненавистными обязанностями.
Подросток, который осознанно подходит к выбору профессии, знает и разбирается в профессиональных сферах, выбирает то, что интересно, то, что ему подходит. Он не делит мир профессий на условных гуманитариев и технарей, а четко понимает, что большинство сфер во многом пересекаются и работать, скажем, экономистом можно в гуманитарном, техническом, естественно-научном и творческом направлениях.
На то, насколько осмысленно человек выбирает профессию, влияет четкое представление о работе — какие знания нужны в этой области, какие у нее плюсы и минусы, из чего она состоит.
Но для того чтобы выбрать будущую профессию, нужно разобраться, чем профориентация отличается от самоопределения. Профориентация — это когда человек думает, какую профессию из множества выбрать, в какую сферу углубиться. А самоопределение подразумевает, что вы хорошо знаете себя и четко понимаете, чего хотите от работы, какая она должна быть: умственная или физическая, разъездная или стационарная, индивидуальная или командная.
Мы, люди взрослые, получившие образование, часто даем советы подросткам. Но слушают ли они? Впрочем, если вы обратитесь к себе, то вспомните, что, скорее всего, тоже редко прислушиваетесь к чужим советам. Самое хорошее, что может сделать человек, который находится рядом с подростком — задать ему правильные вопросы, которые подразумевают максимально развернутые ответы.
Осознанный выбор профессии — это когда человек может ответить на вопрос «Почему ты хочешь работать именно в этой области?»
Еще один критерий осознанного выбора — у подростка есть четкий план по достижению той цели, которую он для себя определил. Большинство ребят хотят хорошо зарабатывать, много путешествовать и вообще получать удовольствие от жизни, но при этом осознанно выбрать то, чем хотелось бы заниматься, и наметить себе цель могут далеко не все. И поэтому так важно объяснить подростку, из чего состоит путь, который находится между точками сейчас и хочу. Ну а в самом начале этого пути задачи такие: самостоятельно прописать план реализации в профессии, разобраться в системе образования, понять, какие профильные экзамены сдавать.
Побуждать к действию, но не вынуждать что-то делать — именно так должны проявляться в общении с детьми взрослые.
Профориентационные тесты, которые сегодня так популярны, точно не помогут тем, кто стоит в самом начале пути. Возможно, этот инструмент что-то прояснит для тех ребят, которые уже почти определились с выбором. Но и тут надо быть внимательными — тест проходить лучше вместе с профессионалом, который даст грамотную обратную связь и разъяснит детали полученного результата.
С чего начать разговор о профориентации?
Профориентация начинается с первых вопросов ребенка: «Кто такой полицейский? Что такое пожарная машина?»
Не стоит откладывать выбор профессии до 11 класса — в это время и без того много стресса и нагрузки. Чем раньше ребенок начинает выбирать для себя профессиональную сферу, тем проще ему будет в конце концов определиться. При этом вовсе не стоит выбирать сразу какую-то одну профессию — для такого серьезного подхода еще слишком рано. Достаточно просто выбрать область или направление.
Задайте своему ребенку вопросы, которые не будут загонять в тупик, а наоборот, укажут верное направление.
Если вы определили, на каком этапе находится подросток, ваша следующая задача — понять, были ли уже допущены какие-то ошибки — например, в выборе профиля класса. Если да — не стоит жаловаться на жизнь, еще ничего не потеряно. Даже наоборот, вовремя замеченная ошибка в нашем случае — это новая возможность, чтобы скорректировать выбор. Найдите интересные фильмы, ролики на YouTube, займитесь плотнее профориентацией, чтобы рассказать подростку подробно и не слишком скучно обо всех сферах.
Не причиняйте помощь насильно — и в выборе профессии в том числе — всегда интересуйтесь у ребенка, нужно ли ему помочь.
Признайтесь честно, что вы не разбираетесь в огромном спектре профессий, которые появились на рынке труда. Узнайте вместе с ребенком что-то новое. И кстати, если родитель рад получать новые знания, всегда открыт для них, то и ребенок впитывает этот подход с детства — не забывайте об этом.
Сформируйте вместе тот образ, к которому хочет прийти подросток. Транслируйте свои ценности. Объясните: «Если ты ничего не делаешь, чтобы достичь своей цели, то ты идешь в обратную сторону от нее. Если же предпринимаешь даже небольшие шаги — ты уже на верном пути».
Что влияет на выбор профессии?
Самое полное представление о профессиях у ребенка складывается, когда он видит работу своих педагогов в школе и понимает, чем занимаются его родители. И если говорить об учителях, тут есть нюанс — когда подростку особенно нравится какой-то педагог, успеваемость по его предмету наверняка будет хорошей.
Интересуйтесь у подростка, почему ему не нравится какой-то предмет. Из-за того, что учитель объясняет не доходчиво, дети могут быстро разочароваться в какой-то области и окончательно решить, что связывать свою жизнь, например, с физикой они точно никогда не будут.
Важно понимать, слабые или сильные у ребенка педагоги. И важно учить его самого учиться, добирать необходимые знания из других доступных источников.
Когда подростки выбирают университет, у них, как правило, есть несколько критериев. И один из них — друзья. Часто выпускники говорят: «Я пойду в „вышку“, потому что туда поступает Маша». Но, согласно статистике, из 10 студентов-первокурсников шестеро бросают университет или переходят на другое направление. А из четырех оставшихся еще двое не работают по специальности. И тут возникает вроде бы логичный вопрос: зачем идти в том направлении, где заведомо нет будущего?
Фильмы, соцсети и в целом интернет тоже, конечно, влияют на выбор будущей профессии. Обсуждайте с детьми плюсы и минусы всех сфер, чтобы они могли увидеть сразу несколько граней, а не только что-то одно. Адвокат, например, не просто носит костюмы, красиво говорит и постоянно коммуницирует с людьми, но и ежедневно разгребает кипы нудных документов, да еще и должен получить юридическое образование. Так что творческого подхода и хороших эссе здесь явно будет недостаточно.
Важно выбирать те профессиональные области, которые будут гармонировать с существующими сегодня трендами.
Если вы понимаете — все-таки что-то пошло не так — сядьте вместе с ребенком, попросите его выписать, какие факторы негативно влияют на его выбор, и что он может сделать, чтобы это воздействие прекратилось.
Попытайтесь вспомнить, в какой ситуации вы легче всего располагаете ребенка к себе. Создайте максимально комфортную обстановку. Спросите, хочет ли он сам говорить с вами об этом. Если ему неуютно, найдите тех, с кем он свободно сможет это обсуждать. И не обижайтесь — это нормальная реакция. Зато будут четко обозначены личные границы и вы поймете, как действовать точно не стоит.
Не заходите в комнату с вопросом: «Ну как, уже что-то выбрал?», — так вы только отдалитесь от ребенка и затормозите процесс. Вообще, сверяйтесь с собой, и прежде чем задавать какие-то вопросы, подумайте: вам бы хотелось отвечать на них? Нет? Тогда не стоит и подростку их задавать. Не пытайтесь быть самым дружелюбным человеком в мире (тем более не пытайтесь, если изначально это совсем не так). Ведите себя естественно, если хотите, чтобы ребенку было комфортно говорить об этом с вами.
Обращайте внимание на то, что именно вы говорите. Не выбирайте профессию за него, не давите — от этого он не начнет интересоваться профессиональной областью больше. Старайтесь слушать и слышать.
Напоследок: о запрещенных словах
Если ребенок говорит, что выбирает какую-то профессию, потому что интересно или нравится, задавайте ему наводящие вопросы: что именно интересно? почему нравится? а нравится ли что-то в другой профессии? есть ли еще какие-то варианты?
Подростки не готовы перенимать чужой опыт. А потому каждый из ребят, поверьте, сам знает, как ему лучше. Но если он отвечает именно такой фразой и не хочет с вами делиться, не пугайтесь и не пытайтесь повлиять на его выбор. Просто предоставьте ему другой инструмент, который поможет самостоятельно сориентироваться в мире профессий.
Если хотите поделиться собственным опытом или дать совет, не начинайте свою речь с фраз «когда я был в твоем возрасте...», «а я бы на твоем месте...». Рассказывайте свои истории, но спрашивайте: «А как бы поступил ты?». Не пытайтесь вещать с высоты своего опыта. Создайте ситуацию, в которой ребенок будет наравне с вами — в такой коммуникации вы будете дополнять друг друга и общение станет естественным.
Просто помните, что любая критика воспринимается подростками негативно. И все, чем вы можете поделиться — показать на собственном примере, как хорошо вы чувствуете себя на любимой работе.
Старайтесь не употреблять слово школьник в своей речи — почти все дети видят в нем оттенок пренебрежения. И не хвалите ребенка просто так, конкретизируйте, за что именно хвалите. Короткое молодец не будет правильно считываться: за что молодец? почему молодец? по какой причине взрослые радуются за меня?
Важно, чтобы ребенок понимал профессиональные сферы, понимал себя. Не существует идеального пути, по которому человек может войти в свое будущее — старайтесь помогать, а не решать за ребенка, и тогда у вас точно все получится!