Защита от вербальной агрессии в офлайн- и онлайн-пространстве
Продолжаем серию встреч на площадке Родительского университета. И снова будем говорить о безопасности. На этот раз тема не просто актуальная, а остросоциальная, животрепещущая – агрессивное поведение в сети и в реальной жизни.
Тренер школы безопасности, кандидат юридических наук Сергей Киселев рассказал, как себя вести, если вы стали жертвой нападок, объяснил принципы психологической амортизации агрессии и привел примеры противоправных действий, которые описаны в кодексах РФ.
Мероприятие состоялось в рамках открытого лектория, организованного проектом ГК «Просвещение» «Родительский университет», проектом ГЕРОИ при поддержке Фонда Яны Поплавской.
Что такое вербальная агрессия?
От вербальной агрессии мы часто просто не можем защититься. Чаще всего она проявляется так:
- критика личных качеств – (англ. character attack);
- критика способностей – (англ. competence attack);
- критика фактов биографии – (англ. background attack);
- критика внешности – (англ. physical appearance attack);
- проклятия – (англ. curse);
- поддразнивание – (англ. teasing);
- насмешки – (англ. ridicule);
- угрозы – (англ. threat);
- ругательство, сквернословие – (англ. swearing).
Чем отличается конфликт от травли?
Грубые слова, насмешки и издевательства, брошенные вслед человеку, могут оказаться еще страшнее, чем физическое воздействие – удар кулаком, например. Когда вербальная агрессия становится системной и причиняет все больший вред, она перерастает в буллинг.
Так в чем же отличие травли от простого конфликта, если в обоих случаях звучат обидные слова? Критериев, по которым можно различить эти два явления, всего четыре.
Эмоции. В конфликте их очень много с обеих сторон. Травля всегда тщательно спланирована, действия обидчиков преднамеренные, четкие, а потому нет того накала эмоций, к которому мы привыкли в конфликте.
Формы. При конфликте все очевидно – вербальная агрессия исходит с обеих сторон. А вот с травлей все не так просто. Ее формы в последнее время становится все более изощренными, и могут быть даже невербальными: порезали рюкзак, испортили личные вещи, облили парту и т.д.
Время. Конфликты вспыхивают и проходят, как правило, быстро. А травля растянута во времени и длится годами, если ее не пресечь вовремя.
Стороны. Участники конфликта чаще всего примерно равны по силам. А с буллингом все не так – обидчиков, во-первых, всегда больше, во-вторых, они намного сильнее жертвы.
Как понять, что ребенку нужна помощь? Маркеры травли
Если простой конфликт проходит быстро, и ребенок наверняка сможет выяснить отношения со сверстниками самостоятельно, то в случае травли все намного сложнее – школьнику срочно нужна помощь взрослых. Как это понять?
Во-первых, ребенок боится наступления нового дня, у него резко падает успеваемость, он не хочет выступать перед классом.
Во-вторых, у него нарушается режим питания, сна, появляются новые болезни с психосоматическими корнями. Ребенок просит оставить его дома на пару дней, пропустить школу. Он выглядит измотанным.
В-третьих, у ребенка пропадают деньги или даже ценные вещи. Нарушается привычный режим, ему тяжело дается общение, он забрасывает любимые дела и хобби, чувствует себя подавленным, замкнутым и несчастным.
Вербальная агрессия всегда приводит к плохим последствиям – не только жертв, но и самих обидчиков.
Вспомните пирамиду потребностей. Когда ребенок живет на фоне постоянной агрессии и его безопасность на нуле, психологическое состояние скатывается на самый низкий уровень – физиологический. До самореализации, успехов в учебе и признания в социуме при таком уровне стресса очень далеко.
Типы противоправных действий
В гражданском, уголовном и административном кодексах РФ прописаны разные типы противоправных действий относительно чести и достоинства человека.
Оскорбление
КоАП РФ Статья 5.61. Оскорбление
(введена Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ либо совершенное публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", или в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Источник: КонсультантПлюс
Порой дети буквально общаются целыми матерными фразами в мессенджерах, оскорбляют друг друга в беседах. Важно донести до них, что это ненормально – и не просто по прихоти взрослых, а на законодательном уровне. Обозвал кого-то – значит совершил административное правонарушение, должен нести ответственность.
Мат – это вещь взрослых людей. Пользоваться ею или нет – решать им самим, ведь они намного старше, и сами несут ответственность за свои поступки. А у детей просто нет других вариантов – пока они не умеют пользоваться взрослыми вещами, лучше их не трогать, иначе быть беде.
Нарушение чести и достоинства, выраженное в вербальной агрессии
В Гражданском кодексе РФ предусмотрена статья 152 – “Защита чести, достоинства и деловой репутации”:
ГК РФ Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
2. Сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина и распространенные в средствах массовой информации, должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации.
3. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву.
Источник: КонсультантПлюс
Гражданская ответственность, которую в конце концов должен понести обидчик, с точки зрения социальной справедливости даже удобнее для самой жертвы, чем административная и уголовная. У двух последних функции взыскательные и карательные, а гражданский кодекс все-таки может восстановить права жертвы.
В случаях, описанных в пунктах 1 и 2 статьи 152 ГК РФ, человека можно привлечь к ответственности при наличии доказательств. Идеальным доказательством будет скриншот экрана с перепиской, который нужно сделать немедленно – пока собеседник-агрессор не успел удалить сообщение. В МВД, кстати, сегодня есть возможность подать заявление даже онлайн, приложив эти скрины.
Наши дети в сети не похожи сами на себя. В онлайн-пространстве они начинают вести себя по-другому, им кажется, что их не видно, не слышно, что они могут быть более свободными и раскрепощенными. Это явление называется онлайн-дезингибиция.
Клевета
При клевете сведения, которые распространяет злоумышленник, заведомо ложные. И эта заведомая ложность должна быть доказана стороной жертвы. Уровень ответственности за клевету не сравним по серьезности с предыдущими фактами оскорбления. Здесь хулигана ждет настоящая судимость.
УК РФ Статья 128.1. Клевета
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 538-ФЗ)
Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до ста шестидесяти часов.
Источник: КонсультантПлюс
Угроза убийством и доведение до суицида
“Если ты завтра придешь в школу, мы тебя убьем!”, – говорит компания подростков своей однокласснице. Оправдания вроде “это же шутка”, “да мы это не всерьез”, “просто решили разыграть” работать не будут. Увы, это уже полноценное преступление, статья 119 – “Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью”.
А есть еще статья УК РФ 110 – “Доведение до самоубийства”. Более того, существует статья 110.1, в которой описаны примеры склонения к самоубийству или оказания содействия в его совершении – способы, рекомендации, даже романтизация суицида.
Статья УК РФ 110.1 как дополнение к статье 110 появилась несколько лет назад, когда за год под влиянием онлайн-сообществ совершили суицид 723 ребенка. Следователи тогда пытались вменить основателям пабликов статью 110 – “Доведение до самоубийства”, но она, к сожалению, не подходила по описанию, ведь преступники никак не угрожали своим жертвам.
Как разрешить вербальные конфликты вне кодексов РФ?
Если знать некоторые психологические приемы, есть вероятность, что в жизни станет меньше конфликтов, травли, да и просто раздражающих словесных перепалок. Психиатр, известный автор нескольких десятков книг по практической психологии Михаил Литвак написал книгу “Психологическое айкидо”, в которой он, по сути, доработал теорию Дейла Карнеги по противодействию агрессии и привел действенные приемы психологической амортизации, когда агрессия обидчика продавливается сквозь восприятие жертвы.
Еще одна полезная книга – “Буллинг. Как остановить травлю ребенка” Натальи Цымбаленко. Автор описывает формы словесной агрессии, способы защиты от нее, и рассказывает свою личную историю о травле, которую удалось остановить.
На простых примерах суть принципа психологической амортизации показал американский коуч Брукс Гиббс (видеоролик вы можете скачать отдельно вот тут).
Гиббс говорит, что буллинг – это дисбаланс силы, когда кто-то пытается получить власть над кем-то. Обидчик хочет видеть жертву проигравшей и слабой, а себя чувствовать победителем. Чем больше жертва расстраивается и злится, тем больше потешается над ней агрессор.
Мы можем быть более гибкими, сильными, в конце концов, мы должны быть круче умом! Тогда нам будет точно наплевать на то, что скажет хулиган:
– Ненавижу тебя!
– Это миленько.
– От тебя воняет, ты мерзкий!
– Спасибо за информацию.
– Твое лицо уродливое!
– А у тебя мордашка как у ангела.
– ...
Было бы здорово стать толстокожими и не обращать внимание на то, что говорят другие – сделать так, чтобы их злые и грязные слова отскакивали от вас как теннисные мячики. Просто посмотрите ролик, в котором Брукс Гиббс разыгрывает сцену буллинга.
Объясните ученикам, что буллинг – это тупая игра на победителя и проигравшего, а для того, чтобы выиграть, вам просто нужно НЕ расстроиться, и тогда проиграет буллер. Это просто и конкретно: не расстраивайся, что бы тебе ни говорили.
В июле на территории городского лагеря ГЕРОИ мы будем учить детей защите от вербальной агрессии и даже поставим с ними антибуллинговый спектакль. Но уже сейчас со своим классом вы можете сыграть в “Мешок обид”. Пусть каждый ученик напишет на листочке какое-то оскорбление и положит его в миску или мешок. Затем ребята будут подходить по очереди и доставать по одному листочку. В течение минуты каждый должен придумать какой-то классный, нестандартный ответ (не забудьте перед этим показать детям ролик Брукса Гиббса!). Такие мини-модели поднимут настроение всему классу и помогут детям в будущем, если понадобится, выходить победителями из бессмысленных словесных нападок.
Полезные ресурсы:
- Антибуллинговая программа для школ – травлинет.рф
- Телефон доверия для детей, подростков и их родителей – 8 800 2000 122
Статьи:
- Что делать родителям, ребенку и учителям в ситуации школьного буллинга?
- Буллинг в школе: что может сделать школа и учитель, чтобы его предотвратить и искоренить
- Кибербуллинг. Что делать с травлей в интернете?
- Свидетели буллинга: влияние, предпосылки поведения, точки роста
- Буллинг в школе: как распознать, что ребенок является жертвой травли?